Олонецкий драгунский полк.

Больше
03 янв 2016 00:56 - 14 фев 2016 10:30 #32978 от GVB
Олонецкий драгунский полк. Полковые священники.

Благодаря отлично сохранившемуся фонду Тобольской духовной консистории (Ф.И156) удалось установить всех священников, служивших в Олонецком драгунском полку во время его пребывания в Сибири (1745-1772 гг.). Это (в хронологическом порядке):

1.Петр Долинский - до 1744г,
2.Петр Васильев с 04.06.1744 по сентябрь 1756 г.,
3.Иван Торопов (29.09.1756 - 01.05.1765 гг.)
4.Петр Башлыков (16.05.1765 - 02.03.1768 гг.)
5.Федор Омский (с 03.03.1768
6.Алексей Тюменцев
В некоторых "персональных" делах священнослужителей оставлены интересные свидетельства о трудной священнической службе в Сибири. Предлагаю уважаемым форумчанам текст челобитной священника Петра Васильева из дела 1986, файлы 68-70 (Ф.И156,Оп.1).

[Ф.68] Всепресветлейшая Державнейшая Великая Государыня Императрица Елисавета Петровна Самодержица Всероссийская Государыня Всемилостивейшая.

Бьет челом Олонецкого драгунского полку полковой священник Петр Васильев сын Васильев. А о чем мое прошение, тому следуют пункты:

1
На священническую степень я, раб ваш, посвящен 731 году июня в 23 день рукоположением в богоспасаемом великом граде Москве преосвященным Питеримом, архиепископом Нижегороцким и Алоторским, Нижегороцого уезду в село Заозерье церкви Николая чюдотворца. А потом в 736 году по указу Вашего Императорского Величества, а по благословению Иоанна епископа Нижегороцого и Алаторскаго, определен в Нижней Нов град к церкви Алексея митрополита Московского и чюдотворца, где и находился добропорядочно.

2
А в 744 году июня 4 числа по требованию оного Олонецкого полку на место оставленного [Ф.69] тогда и отпущенного во отечество свое полковаго ж священника Петра Долинского предписанием преосвщенным Димитрием епископом Нижегороцким и Алаторским определен для священнодействия во оной Олонецкой полк, при котором и ныне нахожусь.

3
С прибытия моего к полку Олонецому со оным полком находился в походе в том 744-м году из Нижнева Нова города до Килжючского фельтшанца и оттоль сюда в Сибирь. А здесь в 745-м годе до Железенской крепости и в разном годе по Сибирской губернии в Тарском, в Ышимском и Краснослободском дистрикте. А 1753 году - в степи по Новой Табольской линии, где полк Алонецкий расположен растоянием на двустах сорока девяти верстах. А от роду себе ныне имею шездесят один год.

4
И во время тех походов, а наипаче здесь, по линии по обширной расположению полку, во всегдашних и частых по крепостям и редутам с потребою христианскою переездам уже по немолодости моей и летам весьма одряхлел, так что за немощию и службу Божию отправлять едва могу, в чем свидетельствуют полку Олонецкаго полковыми командирами.

5
А при отправлении моем из Нижнего Нова города в полк Олонецкой после меня [ф.70]остались в доме дети мои родные, то ж и племянники, ис которых некоторые померли, а ныне только осталось невеска с детьми вдовствующая. И по недостатку своему имеет в пропитании крайнюю нужду и желает от меня персонального благословения.

Васильев

Дабы Высочайшим Вашего Императорского величества указом повелено было: при немалолетной моей в полку Олонецом при полковой Божией церкви Успения Пресвятой Богородицы службе за старостию моею и за совершенной дряхлостию от оной в полевых полка службы уволить, а отпустить по прежнему, в Нижегороцкую епархию на рассмотрение тамошнего епархиального архиерея для прокормления оставшим в доме моем сирот.

Всемилостивейшая Государыня! Прошу Вашего Императорского Величества о сем моем прошении решение учинить. Июня 10-го дня 1756 году.

К поданию надлежит командующему генералитету.

Прошение писал Олонецкого драгунского полку подпрапорщик Петр Каргополов
Последнее редактирование: 14 фев 2016 10:30 от GVB.
Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo, sergey75, Пётр, Татиана, Куренев, Нечай, nataleks у этого пользователя есть и 4 других благодарностей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 янв 2016 13:08 - 04 янв 2016 13:13 #32998 от GVB
Интересным показался и другой документ из того же самого дела 1986,посланный из Сибирской губернской канцелярии в Тобольскую духовную консисторию. (файл 75-78)

Подано августа 12 дня 1756 года

От генерал-лейтенанта кавалера и Сибирского губернатора Мятлева в Табольскую духовную консисторию

Прошедшаго июля 30 дня генерал маеор Крофт репортом ко мне, по репорту к нему Олонецкого драгунского полку полковника Иевлева, представляет, что полку Олонецкого, когда штап находился по Тобольской линии в крепости Пресногорковской, тогда и полковой священник тамо ж состоял. А потребы христианские исполнял в полку Олонецком по оной дистанции только до Сеньжарской крепости, а от Сеньжарской до крепости Святаго Петра, по способности, - Вологоцкого полку священник, которой находился в помянутой крепости Святаго Петра.
А ныне по ордеру генерал майора Крофта в силе предложения моего за выступлением Ево полковника со штапом в крепость Святаго Петра, где и полковой священник находитца будет. А понеже де по Ишимской и Тарской дистанциям в расположении имеет быть Сибирской гарнизонной драгунской полк, в котором полковаго священника не состоит, и тако же де необходимо будет по способности и в Сибирском полку оному священнику вашему всякие христианские потребы исправлять.
Таболная ж дистанцыя обширностию состоит двести сорок девять, а Ишимская и Тарская двести восемдесят четыре, всего пять сот тритцать три версты. И по такой де дальней обширности одному священнику упразднитца будет никак не возможно. Между же тем, когда полковой священник по требованию послан будет на Ишимскую или Тарскую дистанцыю, а на Тобольскую в самую дальную Пресногорковскую крепость потребуетца для крещения младенца или же, болящаго исповедав, приобщить Святых Таин, то по дальнему расстоянию к болящим ускорить ему невозможно. В таком случае, много бес покаяния, а младенец бес крещения померет, и родильницы без очистительной молитвы долговременно быть могут.
Чего для Ево полковника ныне наличные афицеры, о выше писанных христианских потребах представляя, просили о определении на половину Табольной дистанцыи священника, которой бы и находился в Кабаньей, а христианские потребы исправлял оттоль до Пресновской, а в другую сторону до Пресногорковской крепости с их редут, коего и содержать имеют состоящие в тех местах полку Олонецкого военные служители из своего кошту на жалованье в год по тринатцати рублев. А сверх того обыкновенной доход ему даван быть имеет.
А понеже де как ис прежде посланной от полку при доношении полковаго священника челобитие и Тобольская духовная консистория уже известна, что оной полковой священник за старостию службу исправить едва может, чего ради и просил Ево, полковника, об отставке. Ныне же де он поданым в полковую канцелярию доношением представлял, что по такой обширности полку расположения за старостию своею по требованиям он исправитца не может. И тем репортом просил, чтоб за выше предписанными обстоятельствы Тобольной дистанцыи на половину (то есть от Пресновской крепости до редута Пещаного) определить на вышеозначенной тракта место священника, коему иметь квартиру в крепости Кабаньей. А на Тарской дистанцыи в Сибирском полку всякие христианские потребы исправлять дозволить священнику из Омской крепости. А Ишимскую (линию) духовными потребы исправлять имеет бы полковой священник Васильев.
Чего ради Тобольская духовная консистория благоволит по выше изображенному обстоятельству на новую линию в полк Алонецкой для христианских потреб на предписанном тракта месте, отколь принадлежит по способности священника определить. То ж и Омской крепости священнику христианские потребы исправлять на той же линии в полку Сибирском дозволить. И, что учинено будет, о том меня уведомить.
Августа 12 дня 1756 году
Василий Мятлев

Порутчик Федор Демьянов
Вахмистр Петр С …….
Последнее редактирование: 04 янв 2016 13:13 от GVB.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sergey75, sibirec, Куренев, Нечай, Полуденная, Lyubchinova, tulata1964

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
09 янв 2016 09:23 - 09 янв 2016 12:55 #33092 от GVB
В челобитной священника Петра Васильева указан маршрут Олонецкого драгунского полка из Нижнего Новгорода в Сибирь до крепости Железинской. Целый год полк добирался до места назначения с остановкой (видимо, на зимовку) в местечке, название которого не могу прочитать. Прошу помощи в расшифровке.



С прибытия моего к полку Олонецкому со оным полком находился в походе в том 744-м году из Нижнева Нова города до Килжючского (или Килжюиского) ...........(?)и оттоль сюда в Сибирь. А здесь в 745 году до Железенской крепости...(Ф.И156,Оп.1,Д.1986,Ф.69 ГАТО)

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 09 янв 2016 12:55 от GVB.
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • URALOCHKA
  • URALOCHKA аватар
10 янв 2016 18:28 #33105 от URALOCHKA
Галина Владимировна, а нельзя ли указать весь путь Олонецкого полка? Что там в этой челобитной интересного? Народ будет Вам премного благодарен!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 янв 2016 03:47 - 11 янв 2016 03:49 #33112 от GVB
Честно говоря, исходя из свидетельств священников,по таким малоинтересным крупицам пыталась сложить историю пребывания Олонецкого драгунского полка в Сибири. Хотела выложить найденную информацию на сайте в разделе "Архив в Тобольске" на праздники, но подвел сервер архива. Поэтому если сейчас и схематично, то:
В 1744 году полк выступил из Нижнего Новгорода до Килжючского? ……… (?). В 1745 году вступил в Железинскую крепость. Далее, последовательно: Тарский, Ишимский и Краснослободский дистрикты. (Краснослободский не позднее 1749 года). Где конкретно стоял полк в Краснослободском дистрикте не знаю, но есть упоминание Юрмыцкой слободы, где полковой священник Васильев венчал гренадера. В 1753 году полк выходит, как пишет тот же священник, в «степь на новую Тобольскую линию» и штаб переносится в Пресногорковскую крепость, там же находится и полковая Успенская церковь, и казармы. Госпиталь же полка (в штате был полковой лекарь) в это время располагается в Кабаньей крепости. С 1756 года дислокация меняется. Штаб переносится в Петропавловскую крепость, туда же уходит служить 3-й по счету полковой священник Торопов. Только пока не выяснила, в полковой церкви он служил или в крепостной. На 15 мая 1765 года Олонецкому полку был назначен поход на Кузнецкую линию. В этот поход назначается новый священник Петр Башлыков. Существовала еще Ямышевская линия. Первое упоминание о ней нашла в М.К. за 1759 год, но сам штаб в это время находится все еще в Петропавловске. Хотя на 1763 год полковая церковь находится уже в Железинской крепости. Может быть, и штаб тоже. Какое-то воинское подразделение было и в Тобольске (до 1762 года). Несколько раз в метриках Тобольска упоминается ротный писарь Олонецкого драгунского полка. Кроме того в одном из дел прочитала: при увольнении драгуны в обязательном порядке должны были ехать в Тобольск за паспортом. И заканчивается история полка 1772 годом. Начальство Тобольской духовной консистории решает, куда устраивать последнего "освободившегося" полкового священника Алексея Тюменцева.
Последнее редактирование: 11 янв 2016 03:49 от GVB.
Спасибо сказали: bgleo, URALOCHKA, Нечай, Полуденная, Lyubchinova

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • URALOCHKA
  • URALOCHKA аватар
11 янв 2016 07:18 - 11 янв 2016 07:21 #33113 от URALOCHKA
Вот это труд вы проделали! Низкий поклон! Можно составить общее представление о пути наших предков (мои - из драгунов Олонецкого полка), прежде чем они осели в Петропавловской крепости и редутах. А указываются ли основные вехи по пути из Н.Новгорода в Сибирь? Каким путем они добирались?
P.S. Можно попросить прочесть текст знатоков кириллицы на ВГД.
Последнее редактирование: 11 янв 2016 07:21 от URALOCHKA.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 янв 2016 07:58 - 04 март 2016 08:32 #33114 от Нечай

GVB пишет: Честно говоря, исходя из свидетельств священников,по таким малоинтересным крупицам пыталась сложить историю пребывания Олонецкого драгунского полка в Сибири. Хотела выложить найденную информацию на сайте в разделе "Архив в Тобольске" на праздники, но подвел сервер архива. Поэтому если сейчас и схематично, то:
В 1753 году полк выходит, как пишет тот же священник, в «степь на новую Тобольскую линию» и штаб переносится в Пресногорковскую крепость, там же находится и полковая Успенская церковь, и казармы. Госпиталь же полка (в штате был полковой лекарь) в это время располагается в Кабаньей крепости. С 1756 года дислокация меняется. Штаб переносится в Петропавловскую крепость...
На 15 мая 1765 года Олонецкому полку был назначен поход на Кузнецкую линию.
... Существовала еще Ямышевская линия. Первое упоминание о ней нашла в М.К. за 1759 год...


Галина Васильевна, спасибо большое за проделанную работу!


"Ямышевская линия" - это отрезок Иртышской линии, а "Табольская линия" - это отрезок Ишимской линии, их еще называли дистанциями позже. Так, что все это описание подтверждает данные о расположении Олонецкого полка в крепостях Ишимской линии, а так же по Иртышу, но дает более подробные интересные детали, данные о положении штабов, госпиталей и церквей.

Спасибо!
Последнее редактирование: 04 март 2016 08:32 от Patriot.
Спасибо сказали: bgleo, URALOCHKA, GVB

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 янв 2016 09:39 #33118 от Igor 15
В Историческом архиве Омской области есть много информации про Олонецкий драгунский полк в период пребывания его в Сибири.
В частности в фонде 1 есть:
- есть сведения на 31.07.1747г по Олонецкому драгунскому полку, который содержался в ведении Ишимского форпоста;
- Ведомость именная Олонецкого драгунского полка о безвестных болезнях драгун с ИО и должностью на 1748г;
- Реестр о том, где определен Олонецкий полк стоять от Пещанного станца до Омской крепости и сколько там состоит людей на 1760г;
- Список с ФИ именной от определенного для препровождения с сибирских линий Донского войска старшин и казаков Олонецкого драгунского полка и какие чины значатся от 6 апреля 1761г. Всего 888 человек;
- Список именной с ФИ Олонецкого драгунского полка выбранных из оного полка обер и унтер офицеров, капралов, рядовых и прочих чинов в вновь учрежденную ландмилицию на Селенгинскую и Нерчинскую границы пешего ланмилицкого драгунского полка от 6.04.1761г;
- Рапорт о количестве Олонецкого драгунского полка в третьем эскадроне сколько состоит в крепостях и станцах от 8.05.1761;
- Список формулярный Олонецкого драгунского полка оштаб и оберофицеров, капралов рядовых Учрежденного на Селенгинской и Нерчинской границах от 1761г;
- Опись имеющихся при крепости Святого Петра строений полковых служителей Олонецкого полка и у кого с ФИ какое значится от 18.05.1761г;
Ведомость Олонецкого драгунского полка о количестве находящихся по Иртышским линиям и в каких именно крепостях из магазинов получили;
- Ведомость о числе состоящих людей и лошадей в крепостях, форпостах и станцах от апреля 1765г. В Ачаирском форпосте было: 28 человек регулярного Олонецкого полка.
- и другая информация.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Пётр, URALOCHKA, Куренев, Нечай, GVB, Полуденная, Lyubchinova, 1968

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 янв 2016 12:52 - 04 март 2016 08:35 #33120 от GVB
Наталья Алексеевна! Спасибо большое! Ни за что бы не догадалась! Да и слово для меня новое! Вот только где же находился кильжюцкий фельтшанц?
Людмила Руслановна! За уточнения по линиям спасибо. Я в них слабовата!
Игорь Владимирович! Какой шикарный материал!
А по пути из Новгорода в Сибирь, Лариса Ефимовна, пока что только одна веха известна - Кильжюцкий фельтшанц.
Евгений Юрьевич, наверное, отдельная тема это самое оптимальное решение. У меня еще немного по полку материала будет. А если бы еще и омчане что-нибудь добавили!

А к дислакациям различных объектов на линии Олонецкого полка. Встретилась такая деталь: разбирается проступук драгуна Пресногорьковской крепости, который прежде чем его совершить "пил вино, привезенное из Звериноголовского кабака, коего было взято ... одна осьмая часть ведра". А также с интересом прочла, что жены драгунов сами варили пиво.
Последнее редактирование: 04 март 2016 08:35 от Patriot.
Спасибо сказали: URALOCHKA, Нечай, nataleks

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 янв 2016 10:51 - 11 июнь 2017 10:26 #33338 от GVB
Олонецкий драгунский полк. Полковые священники.

Священник Иоанн Торопов.Был определен в Олонецкий драгунский полк 29 сентября 1756 года из Николаевской церкви Коркинской слободы Ишимского заказа, согласно его прошению и по требованию Сибирского губернатора Мятлева. Службу справлял в Петропавловской и Железинской крепостях вплоть до 1765 года.
В деле 1072 (Ф.И156, Оп.2) под названием Дело о высылке священника Олонецкого драгунского полка Ивана Торопова в Тобольск с удивлением обнаружила частное письмо Торопова, написанное им из Железинской крепости к поручику того же полка Семену Домскому (файлы 4-7). По прочтении дела поняла, что письмо было передано Домским в Тобольскую духовную консисторию и использовано как прошение священника о переводе. Письмо 250-летней давности показалось мне интересным.


Благородному и почтенному
господину порутчику Семену
Семеновичу
Его Благородию Домскому
почтенно вручить,
следующему в город Табольск.

Текст письма:

1765 г. 2 генваря

Государь мой, Семен Семенович!
От Бога моего сердечно желаю Вам, государю моему, и с любезнейшей Вас, государя моего, супругой, а с нашей, государь, ангелом, Ириной Ивановной, и здравым Вашим сыном Иваном Васильевичем - счастливаго благополучия!
… (?) что Вам, государь, объявить: по отбытии Вашем из крепости Железенской имею я и жена моя увеселение - единые слезы с печалью. От господина подполковника приказано Ивашеву словесным приказом задний скотный двор у меня сломать для построения капитана Тюменева. А другое еще – и от церкви отказано. Как, государь мой, Семен Семенович, продолжать жизнь свою? Един Бог весть!
Прошу Вас, моего приятеля, милосердием своим не оставить, и егда Вас Милосердый Создатель удостоит видеть Преосвященнаго архипастыря. Как Вы, государь мой, сами небезызвесны о худом моем бедном житьишке: день ото дня и час от часу не греет, но более, и всегда к большему, мороз, яко магнитом, притягает. А господа офицеры, уже и вси без остатку, как святые посты, так среды и пятни имеют общение леторское и жрут мясо.
При том же прошу моего государя объявить в Омской, хоць протопопу, что я несу крайнюю обиду от крепостнова священника. Как Вы и сами изволите ведать, какое ево со мной обхождение, так и ево храбрость с кабаком и бочками. 8 числа после заутрени отказал чрез старосту церковнаго и ото всех почти треб, неточию от церкви. И сколько кратно прозбы моей было Ямышевского десятоначальства. И было ему неоднократно запрещено. Только он ни на что не взирает, только уповает на своих храбрых витязей и веселых своих братий, бутылних приятелей, что уже от болезни никак свободитися не может, и своего брата, кабака, и веселых своих товарищей не лишится. К церкви итти не могут, а когда позовут молебен служить, то, все немощи оставя, и не малое тщание имеет.
Пр(ошу) вас, моего благоприятеля и дражайшего свет(а?) и государя моего, чаще писать о своем дражайшем здравии. Чего всегда со всем усердием моим сердечно всегда видеть желаем. Всех вам благ государем моим как я, так и жена моя. и дети со всеусердием нижайше свое поклонение приносим.
Ваш, государя моего, всегдашний богомолец, священник Иоанн Торопов

Ноября 10 дня 1764 году

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 11 июнь 2017 10:26 от GVB.
Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo, sergey75, Пётр, Татиана, Нечай, Полуденная, Lyubchinova, tulata1964 у этого пользователя есть и 1 других благодарностей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
07 фев 2016 03:14 - 07 фев 2016 12:16 #33564 от GVB
Олонецкий драгунский полк

Неожиданно в том же фонде Тобольской духовной консистории обнаружилось дело "дражайшего благоприятеля" священника Иоанна Торопова - Семена Семеновича Домского, передавшего написанное ему послание в руки митрополита, а двумя годами ранее пожелавшего принять православное вероисповедание (Ф.И156,Оп.2,Д.259). Таким образом, высветился маленький кусочек биографии поручика Олонецкого драгунского полка Семена Домского.

Из справки в деле(ф.6): Олонецкого полку порутчик Семен Домский от роду имеет 38 лет, из шляхетства, польской нации, в службе с 741 году апреля месяца 26 числа.

В файлах 3-4 находим прошение Домского к митрополиту:

Премилосердый владыко!

Пав всеусердно пред честные Вашего владыческаго преосвященства стопы, нижайше прошу Вашего благословения. По сем же ти мои … чрез сие вашему преосвященству донести приемлетца, котораи едино до Вашего архипастырства зависит, что я от рождения моего природной польской нацы и веру содержу каталическую, в коей и до днесь нахожусь . А от роду мне тритцеть восемь лет. И по совершенном моем возврасте, быв в воинских службах в разных странах, мог видеть тех земель держимые веры. Токмо как уже в прошлом 760-м году октября 9 дня ис прусской службы вступил российскую порутчиком. И, находясь в Олонецком драгунском полку, христианскую веру совершенно признаю само справедливую, которую все моим зданием все усердно и непоколебимо принять желаю, дабы я бес принятия оной, - и когда был, яко же ныне, в степных местах нахожусь на Иртышской линии, - не мог без всякого покаяния умереть. Того ради Вашего Преосвященства всепокорнейше прошу во оную христианскую веру меня привесть и для оного взять в Тобольске которую б сподоблене был оче видно при вашем архипастыском владычестве принять и для оного меня и раба своего испросить … …. И, всепокорнейше донеся, прошу Вашего Преосвященства архипастырскаго не оставления и благословения. И смею ожидать от вашего преосвященства повеления.

Вашего преосвященства истинный и всепокорнейший раб порутчик Семен Домский

Генваря 3 дня 1762 году
Форпост Осморыжский


И распоряжение митрополита(ф.11):

"...Означенного поручика Домского в наставление к содержанию веры греческого исповедания, изучения молитв Символа веры, Седми Сакраментов, Десяти Заповедей и Девяти Заповедей Блаженства и протчаго препоручить Тобольскаго Софийскаго собора ключарю священнику Дмитрию Лукиянову, котораго и отослать к нему при указе. И как всему вышеописанному изучен и в вере грекороссийского исповедания наставлен будет, тогда для соединения к церкви святой представить его, Домскаго, в Тобольскую духовную консисторию при репорте"

А 19 мая после принятия Таинства Миропомазания Семеном Семеновичем Домским была воспринята вера греческого исповедания, о чем немедленно рапортом было сообщено епископу (ф.19):

Великому Господину Преосвященнейшему Павлу
Митрополиту Тобольскому и Сибирскому

Покорнейший Репорт

По благословению Вашего Преосвященсвтва находящийся прежде в католической вере, а потом возжелавшей соединитися греко-российской соборной кафолической церкви и принять тайну Святаго Миропомазания, Олонецкого драгунского полку порутчик Симон Домский по наставлении в содержании веры греческаго исповедания и изучения молитв: Символа веры, Седми Сокраментов , Десяти Заповедей и Девяти Блаженств , сего мая 19 числа в день воскресный в Тобольском Софийском соборе по печатному чиноположению грекороссийской соборной кафолической церкви Таин Святаго Миропомазания мною нижайшим соединен и на Божественной литургии Святых Христовых Тайн причастия сподоблен. Того ради об оном Вашему Преосвященству сим покорнейше репортую.

Вашего Преосвященства всенижайший послушник Софийского собора протопоп Василий Русанович
1762 года мая дня

А через 10 дней после принятия православной веры и прежде отъезда в полк Семен Домский венчается в Христорождественской Тобольской церкви "с ангелом Ириной Ивановной", о чем нашлась запись в метрической книге города Тобольска за 1762 год:

Мая 29 числа (1762 г.) венчан Олонецкого драгунского полку порутчик Симон Домский вторым браком в Тобольску бывшаго квартермистра Ивана Боголепова с женой ево вдовой Ириной Ивановой (Ф.И156,Оп.15,Д.307,ф.32).
Последнее редактирование: 07 фев 2016 12:16 от GVB.
Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo, sergey75, Пётр, Куренев, Нечай, tulata1964

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 фев 2016 02:59 - 22 дек 2017 13:06 #33872 от GVB
Олонецкий драгунский полк

При внимательном чтении дел, заведенных в отношении полковых священников, можно частично восстановить историю, в данном случае Олонецкого дпагунского полка. Так, в деле "О высылке священника Иоанна Торопова в Тобольск" (Ф.И156,Оп.2,Д.1072) в доношении протопопа Якова митрополиту Тобольскому и Сибирскому Павлу обозначена точная дата отправки полка на Кузнецкую линию. В своем доношении протопоп Яков пытается найти замену прежнему полковому священнику Торопову.
1765 г. 28 мая
Великому Господину преосвященнейшему Павлу митрополиту Тобольскому и Сибирскому
Омское духовное правление
Покорнейшее доношение

По Ея императорскаго величества из канцелярии Вашего Преосвященства духовной консистории дня 22 февраля Указу, а в оном духовном правлении полученному марта 21 числа велено: находящагося в Олонецком драгунском полку священника Иоанна Торопова выслать к Вашему Преосвященству в Тобольск по имеющемуся до него делу. А в не бытность Ево, поколе он будет по тому делу находиться в Тобольске, для священнослужения и исправления принадлежащих спасению человеческих душ при том полку треб, определить кого способнее. И по тому Ея Императорскаго Величества указу, что исполнено, о том апреля от 12 числа Вашему Преосвященству рапортом донесено, который уже и отправился (репортует).
А сего 8 числа мая от командующего над полками генералитета получено в Омском духовном правлении требование: что священник де Торопов собирается с детьми и женой своей. А полку Олонецкому сказан поход мая с 15 числа на Кузнецкую линию и требует(ся), чтоб священника определить, или тому с полком следовать крепости Железенской священнику Иоанну, который на время отлучки священника Торопова в силе приказного повеления по способности определен. Чего без особеннаго архипастырскаго Вашего повеления учинить духовное правление не отваживается.
Да и поход пред сим Омскому духовому правлению не известен был. К тому ж определение в полк и представить не о ком. Понеже в Омском заказе, как и в рапорте означено, - только при двух церквах по два священника, при коих прихожан в разных и дальних расселениях довольно. И хотя, между тем, того заказа Бетейнскаго села (где церковь вновь к строению минувшаго 764 году в ноябре заложена во имя Димитрия великомученика) священник Козма Белозеров прислал доношение для представления Вашему Преосвященству, которое при сем приложено. Но он один, при немалом приходе, и при строении церкви, без причетников и во отдалении от других церквей. К тому ж прежде проезду того священника - Торопова представить в удержалости и за незнанием полку движения. Да тому ж Олонецкому полку, как в требовании означено, велено следовать чрез Барабинскую степь, где Тарского заказа, хотя не часто, церкви имеются, в Томское ведомство. О чесом Вашему Преосвященству Омское духовное правление сие в покорности представляет на благоразсмотрение.
1765 году мая 8 дня

Вашего Преосвященства
всенижайший послушник
протопоп Яков
Последнее редактирование: 22 дек 2017 13:06 от GVB.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sergey75, Куренев, Нечай, Полуденная, Lyubchinova, tulata1964

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 фев 2016 12:45 - 26 фев 2016 22:21 #33874 от GVB
Олонецкий драгунский полк. Полковые священники.

Священник Петр Башлыков был назначен в полк 16 мая 1765 года и до 2 марта 1768 года справлял свою службу. В деле по прошению священника Олонецкого драгунского полка Петра Башлыкова о предоставлении ему увольнения по старости и замене его священником Николаем Фоминым Ялинской церкви подгородного Красноярского села Кузнецкого заказа (Ф. И156,Оп.2,Д.1649) размещены два его доношения.
Из первого доношения мы узнаем, что полк выступил в поход из Омской крепости на день позже означенного: не 15, а 16 мая. А сам священник получил назначение буквально за несколько часов до его выступления: «Понеже прошлово 765 году мая 16 числа состоявшегося Омской крепости Ильинской церкви духовное провление протопоп Яков Скрябин данного за скрепою руки Ево указу определил он в полк Алонецкой в полковые свещеники чрез два чеса меня в тот предписанной полк (и) не дали поправица в своем приимуществе: дом, скот, и посуда, и протчее домовое - все даром разнесли и безденежно осталось … имею себе немалую обиду и тяшкое огорчение»… (ф.12)

Во втором своем доношении он просит не исключать его из Олонецкого полка, дать возможность поправить материальное положение, а также описывает трудности перехода полка на Кузнецкую линию.

Великому господину Преосвещенному Павлу
митрополиту Тобольскому и Сибирскому


Олонецкого драгунского полку полковаго
священьника Башлыкова

Покорное доношение

Как я ис полученного в здешнее Кузнецкое духовное правление доношения из оной Табольской духовной кансистории Ея Императорскаго Величества указу и на представлении оной видеть мог, чтоб оныя за старостию моею лет и слабостию корпусом ис полку Олонецкого выключить. На место мое определить другаго из находящихся здесь в Кузнецке в ведении духовнаго правления священьника или кого к поставлению представить.
Но как я, по силе Омской крепости правления духовнаго указу за скрепою протопопа Якова Скрябина по случаю выступления того полку Олонецкого в поход в здешний город Кузнецк, - определен тем полковым священьником в самое кратчайшее время. Посему и принужден был имеющейся у меня в той крепости собственной свой дом с пристроем, скот и посуду почти за оценок отдать, а другое и так осталось. Отчего и пришед в немалое разорение. А к тому ж будучи с полком в поход чрез степь разстоянием четыреста шездесят верст претерпевал [ф.17] недель шесть крайную нужду, отчего и ныне в поправление домашним обзаводством приитьти не могу. Да к тому ж и прозьбы не токмо писменной, но и словесной от меня о той выключке ис полку никакой никуды не происходилось. Да никаких за собою пороков не имею, ибо службу Божию и другие христианские потребы исправлял с крайным моим радением и прилежностию, в чем свидетельствуюся оного полку всеми господами штап и обер афицерами и другими нижними чинами, да и здешними гражданами.
А с чего то Кузнецкое духовное правление таковое представление учинило, о том я неизвестен. О чем от меня с прописанием вышеизъясненных обстоятельств уже двоекрато было оной Табольской духовной консистории доношениями представляемо.
Того ради Тобольской духовной кансистории сим покорно прошу, дабы повелено было мне быть при служении по прежнему в означенном Олонецком полку, чтоб я хотя мало поправится мог.
[ф.18] А произнесенном на меня от Кузнецкого духовного правления напрасном представлении предаю в милостивое расмотрение оной Тобольской духовной кансистории
Полковой свещенник Петр Башлыков

Июля 14 числа
1767 году
В город Табольск
Последнее редактирование: 26 фев 2016 22:21 от GVB.
Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo, Нечай, Полуденная, Lyubchinova

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 март 2016 08:17 #33984 от Patriot
Всё информацию косательного этого полка теперь размещаем в этой теме.
Спасибо сказали: Кусков Евгений, GVB, Lyubchinova

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 март 2016 10:36 - 14 дек 2022 04:15 #33991 от GVB
Информация от uas

Два листа из формулярных списков гренадерской роты Олонецкого драгунского полка за 1755 год из РГВИА. Ф. 490. Оп. 1. Д. 491




1.Капитан Иван Антонов Фонлинеман 41 (год), в 736 году мая 20 дня (вступление в службу), из ыноземцов пруцкой нацы, умеет (грамоте)

2.Порутчик Антон Иван сын Пламбен? 43 года, в 740 году июля 1 дня, из ыноземцов галстинской нацы города Килла, умеет (грамоте)

Подпорутчики:
Илья Веревкин

Иван Васильев сын Стремоухов, 49 лет, в 730 году октября 1 дня (в службе), и(з) шляхетства ис помещек в Рыльском уезде Выховке? (м.б в Ыховке), за ним мужиска полу 10 душ, умеет

3. Иван Андреев сын Аппелгрин, 31 год, в 741 году марта 14 дня (в службе), и(с)шляхетьства, швецкой нацы, умеет (грамоте)

Вахмистры.
4. Старшей: Иван Яковлев сын Деграве, 25 лет, в 747 году генваря 1 дня (в службе), и(с) шляхетства города Фиги, мужеска пола душ не имеет, умеет (грамоте)

5. Младшей: Наум Кирилов сын Тулубев, 51 год, в 733 году сентября 3 дня (в службе), и(с) шляхетства ис помещек в Торопецком уезде, за ним мужеска полу 17 душ, умеет (грамоте). В 751 году июля 29 числа (в настоящем чине), в. .аразле при господине брегадире Крофте с … года марта с 17 числа (где обретается), не бывал (штрафы)

6. Квартермистр Василий Иванов сын Худяков, 28 лет, в 741 году марта 15 дня (в службе), ис шляхетства ис помещек в Великолуцком уезде, за братом ево мужеска полу 8 душ; умеет (грамоте); с 751 году июля 29 дня (в настоящем чине); в Москве для приему ………………… вещей с прапорщиком Ларионовым с 755 августа 31 числа (где обретается); не бывал (штрафы);

Каптенармусы:
Василий Васильев сын Костычин (Костыгин) каптенармус, 28 лет, в 740 году февраля 1 дня (в службе), города Тобольска ис дворинских детей, за ним мужескаво полу душ не имееца, умеет (грамоте); с 751 году с июля 29 числа (в настоящем чине); не бывал (штрафы); произведен в роту 2-ю в квартермистры 754 году декабря 1 дня (убыл каким случаем)

7. Александр Крестеянов сын, Мейдерс, 21 год, в 751 году августа 15 дня (в службе), из ыноземцов старых выездов, умеет (грамоте); с 754 году декабря 1 числа (в настоящем чине); послан от полку в Екатеринбурх для покупки железа 755 декабря 6 числа (где обретается); не бывал (штрафы); произведен роты 4 ис капралов 754 году декабря 1 дня.

Капралы:
8. Петр Козмин сын Рекин, 46 лет, в 726 году ноября 1 дня (в службе), из рекрут сызван Нижегороцкого уезду вотчины царевны Михитрицкой, не умеет (грамоте); женат, у него дети Гаврило 18, Алексей 6, Иван 5, Иван же 3, да Алексей же полугодов живут при нем; с 739 году октября 30 числа (в настоящем чине); при полку (где обретается); не бывал (штрафы).

9. Никифор Васильев сын Зипуненьков?, 41 год, в 730 году мая 1 дня (в службе), из рекрут сызван Новосильского уезду вотчины графа Голофкина, не умеет (грамоте); холост; с 740 году с ноября 1 дня (в настоящем чине); в каряуле? господина брегадира Крофта с 753 году октября с 26 числа (где обретается); не бывал (штрафы).

Иван Федотьев сын Костюрин, 45 лет, в 732 году сентября 13 дня (в службе) , из рейтарских детей Переславля Резинского уезду, не умеет (грамоте); женат, у него сын Ефим, живет в доме; с 736 году февраля 11 числа (в настоящем чине); не бывал (штрафы); произведен в роту 10-ю в подпрапорщики 754 году марта 1 дня.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 14 дек 2022 04:15 от GVB.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sergey75, Нечай, Lyubchinova

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 март 2016 10:38 #33992 от Кусков Евгений
Бийск. Петропавловская церковь. 1768 год. ГАТО ф.170 оп.9 д.5
О рождающихся
1 марта полку Олонецкого у драгуна Ивана Ощеулова дочь Евдокия. Восприемники: Того ж полку драгун Иван Болагов, драгуна Дмитрия Маслова з женою Ариной Михайловой.
11 июля Олонецкого вахмистра Михаила Шимова дочь Евфимия. Восприемники: Пашенной суммы поверенной Иван Вагин, крестьянина Петра Меркульева з дочерью Марфой.
20 июля Олонецкого полку у драгуна Федота Андреева сын Илья. Восприемники: Того ж полку драгун Карп Гладилов, драгуна Ивана Круглова з женой Агафьей Ивановой.
25 июля полку Олонецкого у копеиста Мекленбурха дочь Анна. Восприемники: Полку Луцкого премьер майор Андрей Рычков, полковника Скалона з женой Луизья …
15 августа полку Олонецкого у драгуна Ивана Круглова сын Никита. Восприемники: Того ж полку драгун Иван Бологов, драгуна Ивана Ощеулова з женою Ефимией Петровой.
9 ноября полку Олонецкого у драгуна Якова Литвинова дочь Матрона. Восприемники: Того ж полку драгун Карп Ивановский, з дочерью ево Литвинова Марфой.
11 ноября полку Олонецкого у драгуна Степана Вершинина дочь Степанида. Восприемники: Того ж полку подпрапорщик Данило Хромцов, казака Михаила Протопопова з женою Натальей Михайловой.
О браком сочетающихся.
20 января Венчан первым браком полку Олонецкого драгун Ипат(?) Костылев понял в замужество отставного солдата Потапа Уфимцева вдову Енисейского полку солдата Матвея Осмина жену его Анну Потапову дочь.
25 января Венчан первым браком полку Олонецкого драгун подпрапорщик Иван Быстрыхин понял в замужество Енисейского полку солдата Степана Пузанова дочь девицу Аксинью.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sergey75, Нечай, GVB, Lyubchinova

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
06 март 2016 06:21 #34031 от Кусков Евгений
1769
Петропавловская церковь Бийская крепость. ГАТО ф.170 оп.9 д.7
18 января полку Олонецкого у драгуна Семена Чюдинова сын Кирило. Восприемники: Того ж полку драгун Тимофей Каргаполов, драгуна Петра Малышева з женою Анной Афанасьевой.
5 сентября полку Олонецкого у вахмистра Ивана Панова дочь Елисавета. Восприемники: Подпорутчик Петр Долмановский, полку Олонецкого порутчика Алексея Крумана (?) з женою Ксенией Васильевой.
О браком сочетающихся
26 октября венчан полку Олонецкого вахмистр Аксен Камаев вторым браком а понял в замужество крепости Бийской казака Степана Везигина дочь его девицу Анну.
О умирающих
10 мая полку Олонецкого драгуна Перфилия Решетникова жена Устинья Федорова.
28 агуста полку Олонецкого извощик Григорий Терехин 35 лет.
1770
Петропавловская церковь Бийская крепость. ГАТО ф.170 оп.9 д. 1004
О браком сочетающихся
30 января венчан полку Олонецкого вахмистр Алексей Ка... деревни Верх-Ануйской отставного каптенармуса Михаила Семенова з дочерью ево девицей Татьяной первым браком.
О умирающих
7 января Олонецкого полку драгун Никон Лошкин 20 лет
22 ноября полку Олонецкого драгун Козма Безсолицын
1771
Петропавловская церковь Бийская крепость. ГАТО ф.170 оп.9 д.8
12 января полку Олонецкого драгуна Афонасия Пруденка(?) дочь Татьяна. Восприемники: того ж полку капрал Никита Тарский, отставного драгуна Якова Свинова с женою его Марией Яковлевой.
3 мая Олонецкого полку драгуна Алексея Корвачева дочь Мавра. Восприемники: того ж полку Олонецкого драгун Иван Шабо..., Бийской крепости казака Леонтия Березовского з женою его Настасьей Григоровой.
О умирающих
4 мая полку Олонецкого драгуна Григория Шевелева дочь Анисья 4 лет
4 июня Олонецкого полку драгун Семен Пушкарев 30 лет
15 июня Олонецкого полку драгун Иван Волков 25 лет
13 августа Олонецкого полку драгуна Федора Миронова сын Степан 2 лет
21 октября Олонецкого полку п... Аникий (?) Чюфронов 60 лет
1772
Петропавловская церковь Бийская крепость. ГАТО ф.170 оп.9 д.10
12 января Олонецкого полку вахмистра Михаила Шилова (Шимова) дочь Татьяна. Восприемники: полку Олонецкого прапорщик Виктор Неклюдов, Бийской крепости крестьянина Петра Меркульева з дочерь его девицей Марфой.
14 февраля Олонецкого полку вахмистра Аксена Камаева дочь Маремьяна. Восприемники: Того ж полку прапорщик Петр Столбов, Бийской крепости отставного казака Степана Везигина з дочерью его девицей Наталией.
О браком сочетающихся
8 января Бийской крепости казачий атаман Лука Корнилов третьим браком Олонецкого полку бывшего драгуна Алесея Симакова з женою его вдовой Катериной Барисьевой.
Спасибо сказали: Patriot, sergey75, sibirec, Нечай, GVB, Полуденная, Lyubchinova

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 март 2016 00:43 - 17 март 2016 02:11 #34181 от GVB
Эпизод из жизни полка.

(Ф.И156,Оп.1,Д.2508) Дело по доношению полкового священника Олонецкого драгунского полка Торопова о вышедшей из киргиз-кайсацкого плена россиянке

Дело о выбегшей из плену женке Исанне, нареченной христианским имянем, и о просвященни ею святым крещением …
Подано мая 12 дня 1758 году
В Тобольскую архиерейскую духовную консисторию
Олонецкого драгунского полку
от полковаго священника Торопова

Покорное доношение

Сего апреля от 26-го числа в присланном мне от состоящаго Ишимской линии в крепости Святаго Петра главных командиров Олонецкого драгунского полку от господина подполковника Тюменева ордере о выбегшей из киргизкого плену женке Исанне (которая при том ордере прислана ко мне) объявлено, что оная при допросе у заграничных дел чрез толмача тобольского служивого татарина Тажбулата Зарыжкина о себе показала: якобы она довольно слыхала, что она природою российская, а не азианка, и в малых летах взята трухмянцами в полон, и у них жила лет сорок шесть. А потом по продаже от тех трухмянцев до нынешнего ее побегу жила у кирисзцов десять лет. А ныне желает по-прежнему быть в России и содержать отеческую христианскую веру. Чего б ради мне об ней исполнить по христианскому закону и нарекщи имя по исполнении над нею подлежащаго, по правилам святых отцев, при репорте моем, - со объявлением во оном нареченного имени, - представить к линейным делам.

А понеже ис того ордера … , что та женка, Исанна, хотя и объявляет о себе, якобы была российская, - о том она слышала от трухмянцев, идолопоклонников, - а что за подлинному она российская, и была ль по христианскому закону святым крещением просвящена, и как ей имя было христианское наречено, - о том и как те Трухмянцы ей не объявляли. Так и она о себе не знает. И для того, ежели она и когда была святым крещением просвящена, то дабы вторичного ей крещения мне не учинить.

Буде же хотя и объявляет, якобы была она русская, точию как о крещении и о имени своем не знает. А и когда подлинно была не русская и святым крещением не просвящена, в таком случае … … бес повелительнага указу от местного просвященного архиерея я об ней никакого по правилам духовным исполнения учинить не могу. Что со объявлением выше прописанного обстоятельства и к линеиным делам от меня репортом донесено. И притом та женка, которая только ныне в христианскую веру оглашена, и наречено имя ей Мавра, - представлена. А по выше предписанным сумнительствам, какое об оной женке по правилам святых отцев в приведении в христианскую веру и в просвящении святым крещением исполнение учинить повелено, [ф.5] будет сим покорнеише представя, от Тобольской архиерейской духовной консистории требую повелительного Ея Императорская Величества указа.

Полковой священник Иван Торопов

Большая Советская энциклопедия
Трухмены (самоназвание — туркмен) малочисленная этнографическая группа туркмен (См. Туркмены) в Ставропольском крае, куда их предки переселились в конце 17 — начале 18 вв. с полуострова Мангышлак, отделившись от туркменских племён чоудор, игдыр и союнаджи. Живут в нескольких селениях к С.-В. от г. Ставрополя. Язык — диалект туркменского языка (См. Туркменский язык); в лексике и грамматических формах значительное влияние ногайского языка. Главное занятия — скотоводство и земледелие. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

Казачий словарь-справочник
ТРУХМЕНЫ или ТРУХМЯНЫ - небольшое туранское племя, кочевавшее в ставропольских степях. Считается, что Т. пришли сюда из Закаспия в XIII в., оторвавшись от истинных Огузов - Туркменов. После падения Золотой Орды они остались на Сев. Кавказе; в начале XX века 17 тыс. душ кочевало в Трухменском приставстве на северо-восточной окраине Ставропольской губ. Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов 1966-1970
Последнее редактирование: 17 март 2016 02:11 от GVB.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 март 2016 08:16 - 17 март 2016 08:19 #34191 от GVB
Может быть, не совсем в тему "Полка", но на примере материалов полка. (Возможно, кому-нибудь информация будет полезна при исследовании своего родословия).

Запись,сделанная священником Тороповым о крещении "выбегшей из плену россиянки":


Восприемниками крещаемой Исанны стал квартирмейстер Олонецкого драгунского полку Филипп Мерлин и жена священника Торопова Анна Васильева. Ранее, встречая подобные записи (о крещении взрослых людей или подкидышей) не совсем было ясно, какое отчество и какую фамилию они приобретали. Но вот после записи о крещения идет документ:

Промемория

Из Тобольской духовной консистории в Сибирскую губернскую канцелярию.
Августа 28 дня сего 758 году.
Присланным в духовную консисторию Олонецкого драгунского полку полковой церкви священник Иван Торопов доношением представил: де он полученным де из духовной консистории им, священником Тороповым, указом велено ему выбегшую из киргиз-кайсацкой орды азианку женку Исанну по оглашении молитвою под кондицией просвятить святым крещением, которая де за силу того указа святым крещением в православную христианскую веру по чиноположению церковному под кондицией и просвещена, с наречением ей христианского имени Мавра по восприемнику Филиппова дочь Мерлина. И куда де подлежит ко отсылке от него, священника Торопова крепости Святаго Петра и линейным делам при репорте представлена. Того ради по Его Императорскаго Величества указу в Тобольской духовной консистории определено: для надлежащаго об оном ведома в Сибирскую губернскую канцелярию сообщить промеморию. Об чем сия и сообщается. И Сибирская губернская канцелярия да благоволит о том быть известна.
Сентября 2-го дня 1758 году.

Итак, в 18 веке новокрещенному давалось отчество и фамилия восприемника. Хотя в 19, особенно во второй его половине, это правило, думаю, могло не соблюдаться. Знаю случай (документами не подтвержденный), когда подкидышу восприемник дал фамилию по своему имени - Яковлев.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 17 март 2016 08:19 от GVB.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sergey75, Пётр, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 март 2016 07:29 - 18 март 2016 07:47 #34200 от GVB
www.gov.karelia.ru/Karelia/1543/33.html
ВОЕННЫЙ ВЕСТНИК

Олонецкие полки Петра Великого


Часть 2. Олонецкий драгунский полк
Предки-рейтары
Эта глава посвящена славной полковой истории Олонецкого драгунского полка (1707 - 1772 ), ведущего ее от русских рейтар XVII века. <Рейтары> от немецкого слова reiter (<всадник>) - род тяжелой европейской конницы, конные стрелки. В Московском государстве они появились еще в Смутное время сначала из немецких наемников. Затем в рейтарах стали служить и русские, преимущественно бедные дворяне и дети боярские, не способные снарядиться для службы в поместном войске. Как отмечал современник, <рейтары в бою крепче сотенных людей>, то есть дворянского ополчения, от которого они отличались лучшей, на европейский манер, организацией и постоянным составом. Со временем в рейтарах служить стало престижно. Вооружались рейтары длинными шпагами, парой пистолетов, ружьями или карабинами (полки имели также <пикейные шквадроны>), оснащались стальным шлемом и кирасой.

К концу XVII века в русской армии уже насчитывалось 25 рейтарских полков общей численностью около 30 тысяч человек. В начале Северной войны со Швецией все рейтарские полки постепенно были реорганизованы в драгунские - род кавалерии, действовавшей и в пешем строю. Впрочем, в петровской армии драгунам пришлось решать универсальные задачи как тяжелой кавалерии, так и легкой - от атаки пехотных порядков противника до рейдов по неприятельской территории. Одним из трех рейтарских полков, вступивших в войну в корпусе Шереметьева на границе со шведской Лифляндией в 1700 году, был полк Мурзенко.

Герой романа
Этот рейтарский полковник удостоился чести стать одним из героев исторического романа русского писателя XIX века Ивана Лажечникова <Последний новик>. Правда, литератор вывел его почему-то татарским мурзой, типичным предводителем свирепых степных всадников. Вот как представлен он в ряду прочих командиров Шереметьева в главе <Офицерская беседа>:

<:Прислоняясь затылком к стене и растянувшись на голой земле, спал, похрапливая, татарский наездник Мурзенко. В угоду царю-преобразователю он сделался по наружности казаком, но большая голова, вросшая в широкие плечи, смуглое плоское лицо, на котором едва обозначались места для глаз, и поверхность носа, как на кукле, ребячески сделанной, маленькие толстые руки и такие же ноги, приставленные к огромному туловищу, - все обличало в нем степного жителя Азии. Хитрость писалась резкими чертами на лице его, казалось, она и во сне его не покидала.

Мурзенко славился в войске Шереметьева лихим наездничеством, личною храбростью, умением повелевать своими калмыцкими и башкирскими сотнями, которые на грозное гиканье его летели с быстротою стрелы, а нагайки его боялись пуще гнева пророка и самодельных божков, он славился умением следить горячие ступни врагов, являться везде, где они его не ожидали, давать фельдмаршалу верные известия о положении и числе неприятеля, палить деревни, мызы, замки, наводить ужас на целую страну. Такими качествами успел он приобрести отличное внимание начальства и государя до того, что удостоился чина полковничьего, и умел сделать себе такое грозное имя в Лифляндии, что дети переставали плакать, когда его поминали:>

Полковник Мурзенко
Простим писателю <вальтерскоттовской> школы небрежность к истории. В действительности полковник Моисей Егупович Мурзенко командовал сформированным в 1700 году регулярным рейтарским полком, переименованным около 1703 года в драгунский, причисленным к авангарду корпуса Шереметьева. Набран был полк сначала из смоленской шляхты и рейтар, а с 1701 года пополнен служилыми казаками Новгородского разряда (отряды калмыков, татар и башкир в отдельных случаях придавались Мурзенко под команду). Возможно, полковник и имел в родословной татарские корни, но, скорее всего, являлся все-таки русским или малороссом (эта фамилия в те времена встречалась и на Украине, и на Дону). В любом случае не в традиции русского войска было отдавать русских дворян и казаков под команду вышеописанному <басурманину>.

Командовал полковник своими рейтарами и драгунами достаточно долго, около девяти или десяти лет. Косвенные тому свидетельства - <сказки> новгородских и псковских переписей. Так, в сентябре 1710 года дворянин Ясенского погоста Новгородского уезда Самуйла Максимов сын Лавров показал переписчику: <:Служил я, Самуйла, великого государя службу в полку Моисея Егуповича Мурзенка с 707 по 709 год, за скудостью и увечьем отставлен:> Иван Елисеев сын Агарков, 50 лет, показал, что <напред сего служил в рейтарах в Мурзенкове полку>, в 1709 году в Торопце вышел в отставку, обязавшись вместо службы платить в казну денежный взнос два рубля. А под Красным, на Псковщине, переписная книга под 1711 годом фиксирует имения <бывшего полковника Моисеева Мурзенка, вдовы Анны Николаевой дочери, что были государевы дворцовые деревни Платоново:> Из данных документов явствует: полковник был за боевые заслуги жалован царем деревнями, а супруга его (судя по имени, русская женщина) овдовела не позднее 1711 года.
Когда и где сложил свою голову за Веру, Царя и Отечество ее муж, нам неизвестно. Безусловно одно, и в этом романист прав: Мурзенко являлся одним из самых прославленных кавалерийских начальников Петра и Шереметьева, а его всадники постоянно отличались в битвах и набегах.
Грамотки шляхтича Гаврилы

Что касается влившихся в полк служилых казаков Новгородского разряда (по-нынешнему военного округа), то с <вольными> донскими и прочими казаками они не имели ничего общего, в те времена это была просто категория служилого сословия, как, например, стрельцы или пушкари. А что такое смоленская шляхта? В 1654 году, после возвращения Россией Смоленска, большая часть местного шляхетства Речи Посполитой перешла на службу к царю Алексею Михайловичу, при этом те, кто был католиком, перекрестились в православие, благодаря чему сохранили свои имения. На протяжении многих последующих лет смоленская шляхта составляла в дворянском ополчении особую корпорацию и на войну выходила своими полками, под своими знаменами, долго сохраняя остатки польской традиции в быту, культуре и языке.

До наших дней дошли три <грамотки> - частные письма смоленского шляхтича Гаврилы Снарского, служившего осенью 1701 года в рейтарах во Пскове, к своему отцу стольнику Ивану Снарскому в их родовую деревню Бельского уезда (шляхтич был грамотен и умел писать и по-русски, и по-польски). В сентябре он отписывает отцу, что их отряд ходил <в подъезд за Печоры>, где взял шведский обоз с двумя пушками, <а об роспуску нам неведомо>. Гавриле не повезло, как следует из его второго письма, от 15 октября, с окончанием летней кампании он не был, как испокон веков заведено, отпущен из войска на зиму домой, а в числе 300 лучших шляхтичей оставлен во Пскове: <:теперь стоим на посаде в Завеличу, и по первым морозам, как реки станут, ехать нам в подъезд в немецкую землю>. В письме от 5 ноября Гаврила жалуется на дороговизну в переполненном войсками прифронтовом городе - цена за вязанку сена подскочила до полутора рублей! <За полгода государева жалованья мне не дано ни копейки: а взаймы здесь никто не дает>. Рейтар просит отца собрать ему с дворов по полтине и еще прислать сибирской камки - совсем изорвался жупан. И выдает военную тайну (благо нет цензуры): <:Сказывает боярин, что около Николы (19 декабря) ехать нам на подъезд:> И 6 декабря армия Шереметьева, а с нею и наш рейтар, действительно, выступает в поход на Эрестфер - место первой победы русской армии в Северной войне.

Гроза Ливонии
Уже за первые три года войны русская легкая конница дотла разорила операционную базу противника в Лифляндии и Эстляндии. Целыми остались разве что укрепленные Рига, Ревель и Пернов, огню и мечу было предано более 600 городков, деревень и хуторов. Русские увели с собой огромное количество скота и пленных (в их числе и Марту Скавронскую, свою будущую императрицу Екатерину). Рейтары, казаки и драгуны <Мурзенка полка> здесь, видимо, не отставали от калмыков. Но горазды они были не только разорять мирных поселян. Полк отличился в победоносном для русских сражении при Гуммельсгофе 18 июля 1702 года.
В августе того же года в составе кавалерийского отряда генерала фон Вердена он участвует в рейде на Вольмар (ныне Валмиера), после чего <казачий полк Мурзенко> (так в документе) с калмыками посылается в набег под мызу Дертку. 15 июля 1703 года под Нарвой полковник Мурзенко, заманив неприятельскую кавалерию притворным отступлением, поймал ее в казачий <вентерь>, только убитыми пало более 300 шведов. После взятия Дерпта в июле 1704 года полк, переименованный в драгунский, два года несет гарнизонную службу в крепости. В 1707 году получает имя собственное - Олонецкий драгунский полк - в честь славного русского северного города.

От края и до края
Затем драгунские кони понесли его всадников из конца в конец полыхавшей в Европе от моря и до моря Великой Северной войны. Где только не раздавался их боевой клич <Драгунство, в палаши!> В 1707 - 1708 годах полк участвует в сражениях при Панкрах и Карлскирке в Польше, в 1709 году - в битве при Полтаве (правда, упоминания об этом некоторых русских историков не подтверждаются боевыми расписаниями сражения), в августе-сентябре 1710 года в успешной осаде Ревеля в составе драгунской бригады Зотова. Причем в Эстляндии русские понесли самые тяжелые потери не от шведского оружия, а от чумы, страшная эпидемия которой опустошала край. В 1711 - 1712 годах Олонецкий драгунский полк находится в составе приведенного царем Петром и Меншиковым на помощь союзникам-датчанам русского корпуса в Шведской Померании, причем царь и светлейший лично водят войска в бой.

Затем <воинский случай> бросает олонцев в зимние дебри финских лесов. 19 февраля 1714 года при местечке Лаппола у города Ваза близ Ботнического залива 8-тысячное войско князя Голицына наголову разбивает 14-тысячный шведский корпус Армфельта, усиленный финскими ополченцами. Исход жаркого дела на финском морозе решают драгунские полки, и среди них Олонецкий, ударившие по неприятелю с флангов и тыла. В результате побед при Лапполе и Гангуте Финляндия пала пред силой русского оружия, большая ее часть была занята армией и флотом Петра I.

В 1716 - 1717 годах полк снова в Польше, а с 1718 по 1722 год он занимается делом, кавалерии вообще не свойственным, - прокладывает Ладожский канал. За 15 лет эта великая стройка Петровской эпохи отняла многие и многие жизни не только работных людей, но и солдат, высылавшихся на строительство побатальонно от каждого полка. В 1723 - 1725 годах воля начальства вновь посылает олонецких драгун на противоположный край огромной державы - охранять от набегов татар, калмыков и <закубанских племен> Царицынскую пограничную линию между Доном и Волгой.

Олонецкое знамя
Нет достоверных данных о цветах униформы полка в Северную войну (до 1720 года). С этого года всем армейским драгунским полкам были присвоены васильковые кафтаны с красными обшлагами, петлями и подбоем, васильковые епанчи. Драгуны носили как суконные, так и кожаные (лосиные, козловые и замшевые) камзолы и штаны, черные треугольные валяные или пуховые шляпы с белым суконным галуном с бантом или картуз (карпус) синего и красного сукна; в конном строю - драгунские сапоги, в пешем - башмаки со штиблетами из белого грубого полотна. Вооружались драгуны петровской армии укороченным ружьем, парой пистолетов, палашом. Среди музыкантов имелись и барабанщики. Полк состоял из одной гренадерской (отборной) и десяти драгунских рот.

Известен, однако, рисунок знамени Олонецкого драгунского полка периода 1712 - 1727 годов: на красном поле желтый крест, в верхнем углу у древка из облака золотая рука с синим щитом, в перекрестье соединенные цепями ядра. Имел полк и свой герб с той же символикой, одно время чеканившейся на офицерских нагрудных знаках-горжетах. Интересно, что <рука из облака> частый символ армейских знамен 1700 - 1712 годов, впоследствии послуживший основой для геральдических символов Олонца, Олонецкой губернии и Петрозаводска. То есть в данном случае (при именовании полка Олонецким) не герб города или провинции (которых и не имелось) перешел на полковое знамя, а, наоборот, герб полка перешел к городу и провинции, которым, по так и не воплотившемуся замыслу Петра, предстояло содержать его за счет своих податей и рекрутов.

В феврале 1727 года при императрице Екатерине Первой (той самой <девке ливонской>, взятой русскими драгунами <в качестве трофея> в крепости Мариенбург) полк на краткое время переименовывают во 2-й Нижегородский (видимо, по месту дислокации), вводятся новые образцы знамен с вензелем Екатерины. Но уже в ноябре того же года с воцарением на престоле юного Петра Второго всем армейским полкам возвращают прежние славные имена, новые знамена, видимо, пошить так и не успели.

Полковник Лесли
Следующей войной драгун-олонцев становится война за <польское наследство>.
В январе - июне 1734 года русские войска Миниха, выступившие на стороне саксонского курфюрста Фридриха-Августа против другого претендента на польскую корону Станислава Лещинского, осаждают крепость Данциг, где последний укрылся со своими сторонниками. На помощь гарнизону приходит французская эскадра. 27 мая сильный десант с кораблей атакует русских под стенами крепости, а осажденные предпринимают вылазку в составе 2 тысяч человек с двумя пушками. Все атаки русские отразили с большим уроном для неприятеля, 500 французов попали в плен, а эскадра убралась восвояси (кстати, данное сражение было первым, где встретились русские и французские войска). В июне Данциг капитулировал, выплатив русским огромную контрибуцию, а Лещинский бежал в Пруссию. В реляции императрице Анне Иоанновне Миних особо подчеркивает боевые заслуги в этом сражении полковника Олонецкого драгунского полка Лесли.

Юрий Федорович Лесли, предки которого (обрусевшие смоленские шотландцы) служили России со времен царя Михаила, - фигура в военной истории XVIII века замечательная. Недаром Валентин Пикуль уделил этому полководцу немало страниц в своем романе <Слово и дело>. Интересно, что наряду с командиром Олонецкого солдатского полка Шарфом (см. <ВВ>, № 117) полковник Лесли также не раз упоминается в записках (<Щоденнике>) генерального писаря канцелярии гетмана Малороссии Апостола в Глухове Николая Ханенко, видимо, в связи с пребыванием там в мае - июле 1733 года Олонецкого драгунского полка. <:Был у гетмана Олонецкого драгунского полку господин полковник Юрий Федорович Лесли, после которого сын: и орацию (т.е. речь) к гетману говорил перед обедом:> <:Был у меня : сын полковника полку драгунского, Лесли Юрия Федоровича, Давид:> <:Был у полковника Олонецкого полку Юрия Федоровича Лесли. Дано бандуристам 20 копеек. Даровал канчук (плеть) на тростине капитану Олонецкого ж полку Семену Федоровичу Лесли:> Из данных записок следует: военная династия Лесли была представлена в полку в полном составе: служили отец-полковник, его два сына-офицера, Юрий и Давид, и брат Семен!

Покоренье Крыма
Новыми лаврами полковник, а затем бригадир и генерал-майор, Лесли украшается в русско-турецкую войну, когда его отряд в июне 1736 года прорывается в Крым через орды татар на выручку армии Миниха, проведя при этом большой обоз с провиантом и боевыми припасами. В это время пешая команда Олонецкого драгунского полка участвует в осаде и взятии турецкой крепости Азов в составе войск фельдмаршала Ласси. В июле полк присоединяется к армии, которая, разорив столицу Крымского ханства Бахчисарай, успешно ретируется с полуострова, избежав окружения и уничтожения превосходящими силами крымцев. В мае - октябре следующего 1737 года конный отряд генерала Лесли вместе с союзными калмыками совершает дерзкий рейд по Крыму, пройдя в ханство уже не через Перекоп, а по Арабатской стрелке. И здесь под командой своего командира доблестно рубятся его старые добрые олонецкие драгуны.
Война с Турцией и Крымским ханством, стоившая стране и армии огромных жертв, окончилась практически безрезультатно: Россию подвели союзники-австрийцы, заключившие с османами сепаратный мир. Эта война была для Олонецкого драгунского полка последней. Но служба его царская продолжалась еще долго.

Нижегородские
<драгонады>
Во время постоянной дислокации Олонецкого драгунского полка в Нижнем Новгороде и губернии в 20 - 40-е годы XVIII века на него, впрочем, как и на остальные полки русской армии, правительством возлагались не только задачи боевой подготовки. Армейские полки фактически являлись безотказным и эффективным инструментом военно-полицейской, по своей сути, государственной власти на местах. В 1724 - 1727 и 1729 - 1736 годах существовала система так называемых полковых дистриктов - административно-территориальных единиц, население которых вносило подати на содержание расквартированных на данных территориях полков. Полковые дворы - штабные канцелярии - осуществляли контроль за сбором податей и драгунских лошадей, надзирали за движением <податных душ>, занимались поимкой и возвращением владельцам беглых, вели судебные дела между военными чинами и населением. Драгуны осуществляли и полицейские функции - конвоировали преступников и не раз сопровождали священников, крестивших поволжскую мордву, татар и черемисов, что зачастую приводило к столкновениям с язычниками.

В Российском государственном архиве древних актов сохранился документ полкового двора Олонецкого драгунского полка от 1734 года - распоряжение Военной коллегии его штаб-офицеру <о взятии подушных денег> с населения губернии. Как взимали драгунские команды подати с крестьян, хорошо описано у того же Валентина Саввича Пикуля в его романе <Слово и дело> - мужиков <ставили на правеж>. Кстати, во Франции, где короли часто отправляли на постой в провинции-неплательщицы налогов свою кавалерию, дали этому явлению меткое название <драгонада>:

Сибирская линия
В середине 40-х оренбургский и сибирский губернаторы забили тревогу, апеллируя к государыне и Сенату: огромные степные пространства границ не прикрыты войсками! Правительство помогло чем могло: в 1745 году на Сибирскую линию был отправлен корпус генерал-майора К. Киндермана в составе Ширванского и Нотебургского пехотных, Луцкого, Вологодского и Олонецкого драгунских полков. Оглянувшись в последний раз на нижегородские колокольни и волжское раздолье, олонцы поскакали в неведомую даль - в глубины Азии, к племенам диким:

Двадцать семь лет продолжалась линейная служба полка на огромных пространствах от реки Тобол до горных хребтов Саян. Эскадроны его в разные годы входили в гарнизоны Петропавловской, Железнинской, Бийской, с 1765 года Кузнецкой крепостей. Солдаты Сибирского корпуса являлись не только защитниками, но и первопроходцами, устроителями степной пограничной черты.В 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны драгунами Олонецкого полка в числе других шести крепостей Тобольской дистанции была основана крепость Пресногорьковская, в последующем казачья станица, а ныне село Пресногорьковка Узункольского района Кустанайской области Казахстана на границе с Россией. Драгуны в крепостях лишь зимовали, в теплое время несли с казаками трудную службу в разъездах и на передовых постах, на степных ветрах и солнцепеке, охраняя русские земли от набегов кочевников. Их было мало, очень мало на бескрайних сторожевых верстах:

Поэтому в 1755 году при сокращении армии Олонецкий и Луцкий драгунские полки были оставлены сверх штата. Сенат согласился с мнением сибирских губернаторов, что перед китайской угрозой (а Богдыхан был весьма недоволен присоединением к России Алтая с его рудными богатствами и грозил вторжением) <здешнюю сторону обнажать войсками не надлежит>, они и так <едва сами себя защитить могут>. В 50 - 60-е годы полком командовал полковник Арцыбашев, Сибирской драгунской бригадой, куда он входил, - полковник Дегаррига, испанец, занесенный военной судьбой в киргизские степи. В 1757 - 1765 годах в полку проходил офицерскую службу, начав ее с рядовых, один из первых историков Казахстана, автор <Описания Средней орды киргиз-кайсаков>, в последующем видный инженер-фортификатор крепостей Сибирской линии Иван Егоров.

В 1771 году из России, с берегов Волги, через все киргиз-кайсацкие степи в китайские пределы бежала из-под десницы государыни Екатерины большая калмыцкая орда хана Амурсаная. Эскадроны от драгунских полков, выделенные в отряд под начальством коменданта Усть-Каменогорской крепости генерал-майора Станиславского, не смогли перехватить кочевников, заплутав в степях. Генерал все свалил на слабость драгунских войск, следствием этого стало расформирование с 1 февраля 1772 года Олонецкого и некоторых других полков и распределение их эскадронов по нововведенным легким полевым командам. По горестному воспоминанию Егорова, <множество по сему формированию осталось за комплектом офицеров весьма достойных, кои в гарнизоне награждены чинами, в том числе и я капитаном:> Сформированные легкие полевые команды в составе двух эскадронов кавалерии, егерской роты и 6-фунтовой батареи в составе более 500 человек вскоре были отправлены на подавление восстания Пугачева, а потом вошли в состав крепостных сибирских батальонов.

Полковая сказка
Солдат гибнет в бою, умирает в лазарете, выходит по чистой, а срок службы его полка прерывает, как правило, не враг, а росчерк начальственного пера. <Отзвенели песни нашего полка, отгремели звонкие копыта:> В архивной пыли угасает память о героических полковых историях. <Полковые сказки> - так называли их в описываемые времена :

Вы прочли этот очерк, уважаемый читатель. Решайте сами, достоин ли Олонецкий драгунский полк забвения? Ведь он дрался в трех войнах России. Тысячи его бойцов пали за нее смертью героев. Копыта его коней топтали половину Евразии - от Голштинии до Китая. Командиры - герои любимых нами романов. Учителя рассказывают о нем детям в музее далекой казахской школы. Он вошел в историю освоения Сибири. Этот полк носил имя нашего края. Он дал ему свой герб с овеянного славой знаменного полотнища. Где та самая Божья рука со щитом из облака:
Сергей ЛАПШОВ
Последнее редактирование: 18 март 2016 07:47 от GVB.
Спасибо сказали: Patriot, sedser2007, Пётр, Нечай, Полуденная

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.